FreedoManika
Думаю, это неплохое определение, поскольку оно абсолютно точно и ровным счетом ничего не объясняет
ПРИКАЗНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

Секретарь, как лицо имеющее отношение к внутренним и внешним процессам работы фирмы, должен иметь представление об истории делопроизводства. Ему необходимо знать историю возникновения документов, расположения реквизитов, не только, как представителю своей професссии, но и, как человеку, для общего кругозора.
Письменные документы, дошедшие до нашего времени, данные, полученные археологами и лингвистами, показывают, что уже в Х в. в Древнерусском государстве была культура написания документов. В период правления Владимира 1 (978 - 1015 гг.) в основном документируются правовые отношения, создаются жалованные и вкладные грамоты, завещания.
В целом офисы того времени, называвшиеся приказными избами, или приказами, формировались под практические потребности по разрешению отдельных вопросов государственного управления. Именно поэтому период становления и развития государственного делопроизводства принято называть приказным периодом - по названию первых государственных учреждений - приказов. Этот период охватывает время с ХV по ХVII в.
Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве включала следующие основные этапы:
поступление документа на рассмотрение;
подготовку дела к "докладу";
рассмотрение и решение дела;
оформление документа, содержащего решение.
Рассмотрение дела в приказе начиналось по инициативе царя или по поступлении документа: жалобы, извета, челобитной или отписки. Указание царя передавалось им лично кому-либо из чинов приказа или передавалось в приказ через тех, кто был в это время при царе. По указу царя либо сразу готовилось решение, если приказ располагал для этого нужными сведениями, либо начиналось исполнение - рассмотрение вопроса и сбор необходимых материалов. Если во исполнение царского указа нужно было написать грамоту, дьяк писал ее сам или поручал это кому-нибудь из старших подьячих. Если для решения дела требовалась переписка с другими приказами, она велась без соблюдения особых формальностей короткими "памятями" (записками) подьячих одного приказа подьячим другого приказа.
При поступлении документа на нем на обороте делалась запись о получении документа с датой. При необходимости судья или дьяк делал помету "выписать", что означало подготовить справочный материал, т.е. начать рассмотрение дела. Подготовкой дел к рассмотрению занимались столы или полвытья, где в соответствии с поручением старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект ответного документа (решения по делу) или инициативный документ по своему разумению.
После вынесения окончательного решения дьяк "чернил" подготовленный документ, т.е. исправлял его. Только после этого младший подьячий переписывал документ набело, подьячий "справлял", т.е. сверял беловик с черновиком, удостоверял - справлял его своей подписью - "справой", которая выражала ответственности за содержание документа. Черновик документа - "отпуск" определялся на хранение.
В случае необходимости решение по делу принималось после его коллективного обсуждения. Руководители приказов: судьи и дьяки, участвовавшие в принятии решений, - не ставили своих подписей на документах, это входило в обязанность того дьяка, который отвечал за ведение делопроизводства приказа. В Боярской Думе это было обязанностью думных дьяков. Подпись долгое время заменялась печатью.
Царь и бояре собственноручно подписывались только на договорных грамотах, заключаемых с другими государствами. Подпись, или "припись", дьяка была весьма своеобразна и носила другое значение. Если документ состоял из нескольких листов, дьяк "приписывал" документ постранично, проставляя по одному слогу своей фамилии на каждой склейке так, чтобы буквы захватывали оба листа, что было узаконено Судебником 1550 г., последняя часть подписи ставилась на лицевой стороне, как бы закрывая текст. Это предохраняло документ от фальсификации, дописывания и другого подлога.
В московских приказах впервые намечается обособление оконченных дел от "текущих".
С изданием Уложения 1646 г., а также в целом ряде указов, принятых позднее, можно говорить о введении норм письменного оформления различных договоров, установлении внешнего единообразия деятельности приказов.
Таким образом, история делопроизводства в ХVI - ХVII вв. показывает, что в связи с созданием системы центральных и местных учреждений создается и система делопроизводства, складываются кадры служащих, появляются устойчивые формы документов, приемы их составления, хранения и учета.
Только с середины ХVII в. принимаются некоторые меры для наведения порядка в делопроизводстве, появляются отдельные законодательные акты о порядке документирования и составления отдельных документов.
В своей работе на тему “Столбцовое (приказное) делопроизводство” я рассмотрела важную часть процесса становления делопроизводства в России. Образование государства и администрации влечет за собой создание большого количества документов, позволяющих проследить историю развития делопроизводства в России в разные периоды. Документы каждого периода развития России интересны, но наибольший интерес, на мой взгляд, представляют документы XV – XVII вв. Документы этого периода имеют устойчивые текстовые формулировки с определенным расположением материала, с постепенным изменением места расположения реквизитов. Отсюда возникает понимание, как исторически сложились форма документа и расположение реквизитов.