Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
14:21 

FreedoManika
Думаю, это неплохое определение, поскольку оно абсолютно точно и ровным счетом ничего не объясняет
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕРМИНЫ

ГИПЕРБОЛА - преувеличение. Чрезмерное, намеренное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. Гипербола, как вид словесно- предметной выразительности, заключается в том, что характерные явления жизни сильно преувеличиваются в образах искусства в своих внешних размерах, во внешней деятельности и результатах. Иногда Г. передаются с помощью метафор и сравнений.

ГРОТЕСК - "причудливый", "затейливый". Вид художественной образности, обобщающий жизненные явления с помощью чрезмерного, причудливого заостения той или иной темы. Г. нарушает границы правдоподобия, придает изображению условность, фантастический характер, до предела обнажая сущность явлений. Г. это сочетание реального и запредельного, трагического и комического, прекрасного и безобразного. "Сближая далекое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родствен парадоксу в логике. С первого взгляда гротеск только остроумен и забавен, но он таит большие возможности" (Л.Е.Пионский). "Гротескный образ характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления. Отношение к времени, к становлению - необходимая конститутивная (определяющая) черта гротескного образа (М.М.Бахти).

ДНЕВНИК - литературное произведение в форме ежедневных записей современных описываемых событиям. Существуют три разновидности таких дневников: чисто выдуманный, подлинный и дневник обычных людей, не литераторов. Как литературная форма Д. открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа или автора. Примеры: "Дневник лишнего человека" И.С.Тургенева, "Записки сумашедшего" Н.В.Гоголя.

МИФ - древнее сказание, передающее представления разных народов о происхождении мира, о явления природы, о богах и легендарных героях. "Замкнутая символическая система, объединенная характером функционирования и способом моделирования окружающего мира" (немецкий философ Э.Касирер). "Миф определил многие стороны, процессы, приемы, образные и метафорические системы литературы, особенно на ранних стадиях их развития". (Ю.Б.Борев).

НОВЕЛЛА - повествовательный прозаический (гораздо реже - стихотворный) жанр литературы, представляющий собой малую повествовательную форму: лишенный описательности рассказ со строгим, необыденным сюжетом и яснойкомпозицией. "Новелла... - новое, невиданное происшествие из жизни отдельного человека или анекдотический случай с острой неожиданной развязкой. Новеллист избегает подробных бытовых, историко-этнографических зарисовок. Герой раскрывается им, прежде всего не в общественно-политической, а в моральной сущности. В критическом реализме новелла трансформируется, приобретает синтетический характер, совмещает в себе острый драматизм, психологизм и социально-исследовательскую направленность. Таковы новеллы Мопассана ("Пышка", "В порту", Мадемуазель Фифи"), Т.Манна ("Тонио Крегер, "Смерть в Венеции"). (Н.А.Гуляев).

ОЧЕРК - эпический и (или) публицистический жанр, отличающийся строгой документальностью, адресной направленностью и высокой степенью участия автора в развитии сюжета. Один из видов повествовательной литературы, в основе которого лежит изображение реальных фактов, типизация их. "Очерк - жанр человековедения, обладающий весьма эффективными средствами показа человеческой личности, индивидуальности коллектива" (М.Горький).

ПОВЕСТЬ - один из видов эпического рода художественной литературы; по характеру развития действия сложнее рассказа, но меннее развернут, чем роман. Специфически русский термин, обозначающий повествовательное произведение. "Повесть это тот же роман, только в меньшем объеме... Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватило бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не вместить в себя все, что хотите, - и легкий очерк нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое таинство души, и жестокую игру страстей" (В.Г.Белинский). "Повесть подобно рассказу, нередко принимает форму как бы устного рассказывания, стремится в буквальном смысле слова "поведать", а не изобразить, в объективной, "безразличной" манере. Таковы "Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя, "Первая любовь", "Степной король Лир" Тургенева. Повесть тяготеет к хронике, она в сравнении с романом более спокойна, эпична, нетороплива" (В.В.Кожинов).

РАССКАЗ - малый эпический жанр, в основе которого изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Отличается от повести меньшим объемом, кратковременностью изображаемых событий, малым числом действующих лиц. "В основе рассказа лежит обычно какой-то отдельный жизненный случай, повествование, которое характеризуется "замкнутостью" (имеет начало и конец) и в котором достаточно полно раскрываются черты изображаемого события или человеческого характера" (Н.А.Гуляев). "Свои особенности построения имеет малая эпическая форма - рассказ. Емкость детали и глубина подтекста как принципиальные качества малой эпической формы были основаны в истории литературы сравнительно поздно. Но особенно ярко возможности рассказа раскрываются в литературе ХIХ - ХХ вв., в творчестве Пушкина, Мериме, Мопассана, Чехова, О`Генри, Хемингуэя, Паустовского и др." (Л.В.Чернец).

РОМАН - эпический жанр большой формы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. "Роман должен быть зеркалом общего хода ччеловеческих дел и жизни, а потому не может быть частной картиной нравов, в которой мы никогда не выйдем за пределы узкого горизонта социальных отношений хотя бы крупнейшего города" (Ф.Шеллинг). Возникнув в Европе в середине ХVII в., Р. дает отражение жизни в более широком плане, чем другие жанры, позволяет передать ее наиболее глубокие и сложные процессы. "Наиболее обычной и наиболее подходящей для романа коллизией является конфликт между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств" (Г.Гегель). Жанр Р. имеет множество видов, например: бытовой Р., исторический, сатирический, рыцарский, детективный, уголовный и др. Пишется в прозе или в стихах. "Многоступенчатость в развитии сюжета, отражающа сложность человеческих отношений, широта и глубина социальных обобщений в сочетании с конкретностью изображения - особенность реалистического романа" (С.А.Тураев).

СКАЗКИ - один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаический художественный рассказ волшебного, авантюрного, или бытового хорактера с установкой на фантастический вымысел. С. делятся на волшебные, сказки о животных, бытовые сказки. Существуют сказки литературного происхождения.

URL
   

Per tas et netas

главная